Вопросы для экзамена по предмету «Акыда», 3 курс (5 семестр) Добро пожаловать на Вопросы для экзамена по предмету «Акыда», 3 курс (5 семестр) Ваше ФИО Ваш e-mail 1. Какое понимание «имана» принято в матуридитской школе по акыде? Убежденность в сердце Убежденность в сердце и признание словами Убежденность в сердце, признание словами и исполнение предписаний Тасдик би-ль-кальб ва икрар би-ль-лисан Тасдик би-ль-кальб 2. Какое понимание «имана» считается хариджитским и недопустимо с точки зрения шариата? Убежденность в сердце (основа) и признание словами (ответвления) Убежденность в сердце, признание словами и исполнение предписаний (всё является основой веры) Тасдик би-ль-кальб Убежденность в сердце Убежденность в сердце (основа), признание словами и исполнение предписаний (ответвления) 3. Каково соотношение «веры» и «деяний» согласно основным богословским школам по акыде? Деяние не есть вера, и вера не есть деяние Деяния не являются основой веры, но лишь ее ответвлением Деяния являются условием лишь полноценности веры Вера невозможна без совершения необходимых деяний Благие деяния усиливают веру 4. Как следует относиться мусульманам к великогрешникам? Великогрешники считаются мусульманами, если они не вышли из ислама Великогрешники не останутся в Аду навечно, если они умрут единобожниками Любой великогрешник выходит из ислама Всевышний никогда не простит совершавших большие грехи Аллах не прощает многобожие, но прощает все остальное, кому пожелает 5. Можно ли совершать от имени умерших религиозные обряды или другие благие деяния? В молитвах и благих деяниях живых есть польза для усопших Награда (саваб) от поклонения Аллаху со стороны живых людей доходит до душ умерших От имени усопшего можно совершать хадж и умру, а также соблюдать пост и выплачивать закят Бесполезно читать Коран для умерших, т.к. ни одна душа не понесет бремя другого Награда (саваб) доходит до усопших только при искреннем намерении живых людей 6. Какие переводы термина кяфир в наибольшей степени отражают заложенный в него смысл? Отвратившийся от веры Неверующий Неверный Отвергнувший веру Отвернувшийся от веры 7. Что из перечисленного является проявлением ширка? Поклонение (ибадат) джиннам Посещение (зиярат) могилы Пророка Мухаммада Поклонение (ибадат) ангелам с целью приблизиться к Аллаху Чтение Корана на кладбищах Участие в парламентских и президентских выборах в немусульманском государстве 8. Можно ли обвинить человека в лицемерии? Можно, если у него есть признаки лицемера, озвученные в соответствующих хадисах Можно, если у нас есть по этому поводу сокровенное знание С точки зрения шариата это невозможно, т.к. мы не обладаем такого рода знаниями Нельзя до тех пор, пока не появится свидетель для обвинения Юридически лицемера невозможно обвинить в лицемерии, но можно обвинить в измене, если на то есть доказательства 9. В каких случаях, согласно ряду улемов, человека нельзя считать кяфиром перед Всевышним Аллахом? Если он удостоверился в истинности ислама, но отвернулся от него Когда человек искал истину и умер на этом пути Когда он ничего не знал об исламском вероучении Если он узнал истину, принял часть ее, но отвергнул остальное из-за высокомерия Если знания об исламе были доведены до него дурным образом 10. Какие методики являются правомочными при толковании таких сыфатов Аллаха как ваджh («лик»), йад («рука») и других подобных эпитетов? Тафвид («толкование без уточнения») Ташбиh («уподобление») Та‘виль («образное толкование») Биля кяйф («не задаваясь вопросом “как”») Только одна методика – «толкование без уточнения» 11. Каким образом следует понимать слова из аята 17:29: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее и не раскрывай ее во всю длину» ? Мы не можем толковать этот аят, т.к. это запрещено Это аллегория, означающая «не быть скупым и не быть расточительным» В отношении этого аята не следует задаваться вопросом «как» Данный аят следует толковать буквально Толкование этого аята неизвестно 12. Как можно толковать аят 38:75, где говорится, что Аллах сотворил Адама «Своими руками»? Мы верим в это, но не задаемся вопросом «как» Так говорится из уважения к Адаму Всевышний сотворил Адама Своим могуществом Данный аят нельзя толковать при помощи та‘виля Этот аят можно толковать и посредством тафвида, и посредством та‘виля 13. Что Вы знаете о толковании аята 68:42, согласно которому: «В тот (Судный) день, когда “откроется голень”, их (неверующих) призовут пасть ниц, но они не смогут этого сделать» ? Этот аят нельзя толковать, т.к. его значение неизвестно Слово «голень» можно понимать здесь как «тяжесть и трудность в деле» В отношении данного аята можно использовать две методики – тафвид и та‘виль Здесь разрешается только одна методика тафсира – биля кяйф, т.е. «без уточнения» Выражение «откроется голень» является арабской метафорой, символизирующей «наступление чего-то тревожного» 14. Использовали ли мусульмане из числа ахль ас-саляф методику та‘виль? Да, иногда использовали Да, некоторые из них ее использовали Нет, никогда не применяли Да, применяли и этому есть достоверные доказательства Нет, а все аргументы в пользу этого являются недостоверными 15. Чем отличалась акыда мутазилитов? Ничем не отличалась от большинства мусульман Мутазилиты отрицали часть сыфатов Аллаха Они считали, что Коран был «сотворенным во времени» Мутазилитская акыда, порой, отличалась излишним символизмом Мутазилитские идеи иногда приводили к атеизму 16. Возможен ли в современную эпоху иджтихад? Да, поскольку имеется множество новых богословских вопросов Нет, т.к. «врата иджтихада закрылись» Возможен, поскольку без иджтихада не может быть развития Невозможен, т.к. это приведет к изменению ислама Возможен, поскольку Пророк Мухаммад одобрял иджтихад 17. Каким из требований должен отвечать муджтахид? Он должен в совершенстве владеть арабским языком Ему необходимо обладать знаниями в области макасыд аш-шариа («цели шариата») Он обязан знать Коран наизусть Ему нельзя следовать за другими муджтахидами Он должен уметь использовать методику кыяс («суждение по аналогии») 18. Как относится шариат к таклиду? Он необходим для тех, кто не обладает богословскими знаниями Таклид обязателен для обладающих поверхностными знаниями Таклид запрещен, т.к. все должны заниматься иджтихадом Отказ от таклида приводит к хаосу и анархии Таклид разрешен, только если мы знаем доказательства улемов 19. Что говорят богословы относительно понятия «бидаат»? Это нововведения, которые затрагивают вторую часть фикха – область муамалята Это новшества, которые могут быть «плохими», а могут быть и «хорошими» Соблюдение поста в Ураза-байрам является бид’а саййиа Намаз в онлайн режиме из-за пандемии считается бид’а хасана Введение квот на хадж является «хорошим новшеством» 20. Какие, с точки зрения ряда улемов, Писания могут считаться частью Божественного Откровения? Апокалипсис Байан (книга Баба) Авеста (Писание зороастрийцев) Второзаконие Евангелие от Матфея